Православный календарь
Прп. Феодор Студит.
8 февраля 2021 г. ( 26 января ст.ст.), понедельник.
Седмица 36-я по Пятидесятнице.
Прпп. Ксенофонта (икона), супруги его Марии (икона) и сыновей их Аркадия (икона) и Иоанна (икона). Мчч. Анании (икона) пресвитера, Петра (икона), темничного стража, и с ними семи воинов. Прп. Симеона Ветхого. Свт. Иосифа (икона) Студита, архиеп. Солунского. Перенесение мощей прп. Феодора (икона), игумена Студийского. Блгв. Давида (икона) III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (Груз.). Прп. Ксенофонта (икона) Робейского. Мч. Иоанна.
Две Клеопатры
Благодарности
Благодарность Благодарственное письмо
все благодарности
Благословения
все благословения

Интервью Черникова В. В.

Интервью Черникова В. В.

«Правовое государство — это зона отрицания чрезмерного внешнего принуждения и бесконтрольной свободы человека, ибо первое воспитывает раба, а второе -разбойника» – убежден начальник Правового департамента МВД России, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-лейтенант милиции Валерий Васильевич Черников, который в эксклюзивном интервью Игорю Евгеньевичу Смыкову специально для журнала «Экономические стратегии» рассказывает о современных правоведах системы МВД России, о работе правового подразделения и новостях российского законодательства

Валерий Васильевич, 3 декабря наша страна отмечает «День юриста», и если учитывать, что сотрудники милиции в большем своем числе юристы, то кто такой юрист Вашего подразделения — юрист юридической службы системы МВД России?

- Праздник «День юриста» это праздник всех юристов страны, ведь на сегодняшний день на правовой ниве России задействовано большое число государственных органов и должностных лиц, общественных объединений, специалистов разных отраслей знаний. Все они работают на основе закона и в соответствии с ним, все они не понаслышке знают суть и соль такого труда.
Не исключением являются и сотрудники органов внутренних дел, каждый третий из которых имеет юридическое образование, а для юристов правовых подразделений системы МВД России данное образование является обязательным условием при приеме на работу, поэтому для них профессиональный праздник имеет двойное значение.
К настоящему моменту юридическая служба системы МВД России – это развитая, масштабная сеть непрерывно действующего по всей стране правового механизма в отдельном органе исполнительной власти.
Задачи, поставленные перед сотрудниками Правового департамента МВД России, и его территориальных подразделений остаются неизменными. Это разработка проектов нормативных правовых актов и оказание помощи другим подразделениям в нормотворческой деятельности. С данной задачей сотрудники уже давно и активно справляются, участвуя в федеральном и региональном нормотворчестве.
Второй задачей является осуществление контроля над законностью издаваемых органами внутренних дел нормативных правовых актов, а также локальных актов – приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, наставлений, положений, гражданско – правовых договоров и иных. Сотрудниками правовых подразделений проводится их правовая экспертиза, анализ проектов на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.
Третья важнейшая задача юридических подразделений, особенно на региональном и местном уровнях — защита имущественных и иных интересов органов внутренних дел и внутренних войск в судах. И это направление нашей работы по мере укрепления роли суда как главного арбитра в решении споров, приобретает все большую актуальность. Масштабы такой работы значительны.
И четвертая задача — правовое информирование, доведение до подразделений личного состава системы МВД всех изданных нормативных правовых актов, касающихся деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. На сегодняшний день система правового информирования работает по принципу прямой и обратной связи, что является несомненным прогрессом применения информационных технологий в системе органов внутренних дел и войск.
Не секрет, что в унисон развитию России как правового государства профессия юриста стала более востребованной, чем ранее, потому что нельзя построить правового государства, игнорируя или отвергая саму его природу – закон. Право!
Еще в древности великий Гиппий отмечал: «Устанавливается закон, я думаю, ради пользы; иногда же он приносит и вред, когда его плохо установили».
Вот и сегодня многие научные деятели согласились с тем, что появилась потребность в знатоках, умеющих профессионально устанавливать закон, поэтому тема специализированной подготовки нормотворцев уже является оплотом дискуссий в научных юридических кругах.
Ваша деятельность связана с правом, с созданием правовых норм, доведением их до личного состава и известным контролем над их соблюдением. Всё это процесс работы с правом, а что такое сама норма права? С учётом того, что на этот казалось бы простой вопрос сегодня мало кто может ответить точно, как Вы считаете, осознает ли себя российский современник членом правового общества?
- Сложно. Норма права — это общеобязательное правило поведения субъектов права, которое устанавливается государством и обеспечивается в своем исполнении его принудительной силой. Такая форма поведения, которая может обязывать людей совершить определенные деяния, может уполномочивать их на это, или запрещать. Таким образом, обеспечивается регулирование взаимоотношений граждан, отдельных органов и организаций.
«Право – это возведенная в нормативные положения государственная воля», говорил Гегель. И надо заметить, что она проявляется только там, когда общественные отношения не могут быть упорядочены нравственными устоями, другими социальными регуляторами.
Но, к сожалению, на протяжении последних 15 лет в российском обществе сложилась тенденция искреннего недоверия к предписаниям законов. Люди уверены, что ссылаться на Конституцию сегодня бесполезно, ориентироваться на положения договоров, если дело дойдет до суда, глупо, верить в практическую силу закона не реально. Зачем идти в суд, если разбирательство будет долгим и нудным, можно «договориться» или вообще промолчать. Спорить с чиновниками, которые тоже не всегда свято верят в силу правовых норм – самоубийство.
Правовой нигилизм – нынешняя форма правосознания россиян, скептическое отношение к закону и ценности права. Пренебрежение и сознательное игнорирование правовых предписаний на практике. А это одна из основных причин противоправного поведения и преступности в стране.
Необходимо срочно реанимировать общественную мысль о том, что норма права это наиболее совершенный способ регулирования общественных отношений. И начинать надо с контроля над выполнением чиновниками своих обязанностей, над тем, как четко и честно ими соблюдается регламент деятельности. Особенно если речь идет о силовых ведомствах.
С учетом масштаба нормативного документооборота, как юридической службе системы МВД России удается учитывать потребности органов внутренних дел и внутренних войск в режиме практически непрерывной модификации российского законодательства?
- Да, вы правы. Жизнь не стоит на месте, и федеральное законодательство функционирует в режиме постоянной корректировки, соответственно в постоянной корректировке нуждаются и те нормативные акты, которые регулируют его действие.
Но не стоит забывать и то, что мы живем в 21 веке, когда использование новейших возможностей информационно-вычислительной техники давно не роскошь, а средство, доступное для каждого. Поэтому с целью упрощения совместной нормотворческой работы МВД России был разработан принципиально новый, информационный способ доведения нормативного материала до регионов, в котором учтен принцип обратной связи и автоматизирована система сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и анализа информации.
Сегодня в рамках реализации Программы МВД России «Создание единой информационно-телекомуникационной системы органов внутренних дел» разрабатывается и поэтапно внедряется в работу всех территориальных подразделений система правового информирования, которая состоит из трёх основных подсистем.
Первая – специализированная территориально распределенная автоматизированная система «Юрист» (СТРАС «Юрист»), которая, в свою очередь состоит из четырех подсистем: «Нормативные правовые акты МВД России», «Судебная практика», «Международные договоры и соглашения МВД России» и «Юридические консультации». Она действует по принципу «сверху вниз», то есть банк правовой информации наполняется непосредственно в Министерстве и распространяется до регионального и территориального уровней. Данная программа является серьезным ресурсом в борьбе с правовым нигилизмом.
Вторая – СТРАС «Юрист-Регион», принцип работы которой «снизу вверх». Данная подсистема предназначена для создания в каждом МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ региональной автоматизированной информационно-поисковой системы правовых актов, издаваемых этими органами. Правовая информация региональных АИПС в итоге объединяется в единый информационный банк данных на федеральном уровне, что позволяет центральному аппарату вести необходимый контроль над нормотворческой деятельностью региональных подразделений.
В этом году внедрена третья многоуровневая, также территориально распределенная, но уже поисково-аналитическая информационная система «Мониторинг». Уникальность данного продукта заключается в том, что в результате сбора, анализа и оценки правовой информации с помощью АИС «Мониторинг» вычисляются и фиксируются проблемы применения законодательства, регулирующего деятельность системы МВД России, а также выявляются правотворческие ошибки, допущенные на стадии разработки того или иного нормативного акта. В режиме обратной связи, каждый сотрудник правового подразделения, вне зависимости от места его работы может внести предложения по совершенствованию конкретных нормативных актов.
Очень интересна вторая составляющая часть данной системы, которая представляет собой банк данных аналитических материалов и сведения об их авторах. Здесь при помощи технологий возможно из всего массива правовой информации найти коллизии, пробелы, морально устаревшие нормы и иные недостатки нормативно-правового регулирования. Зафиксировать их и в дальнейшем принимать эффективные решения по их устранению.
Как это работает на практике?
- На сегодняшний день АИС «Мониторинг» пользуются практически все подразделения центрального аппарата и подведомственные Министерству органы внутренних дел. География использования — это территория всей страны.
Простота её применения заключается в том, что поиск нормативных недостатков может производиться одним, специально обученным сотрудником подразделения.
Когда возникает необходимость вынести тот или иной правовой вопрос на межрегиональный уровень обсуждения, в работу включается четвертый блок информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел «Конференция», позволяющий сотрудникам из разных регионов обмениваться опытом одновременно при непосредственном общении.
Учитывая темпы совершенствования технического правового обеспечения деятельности системы МВД России, рассчитываете ли Вы на скорую модернизацию ведомственного законодательства?
- Да, безусловно. Работа органов внутренних дел тесно соприкасается, а зачастую и затрагивает права граждан, коллективов, законные интересы организаций. Поэтому каждый шаг сотрудника милиции должен осуществляться на прочной правовой основе и жестких нормативных рамках, на тех предписаниях, которые невозможно было бы трактовать субъективно.
С целью упрощения применения внутренней правовой базы и постепенного поглощения её федеральной, Департаментом инициирована консолидация и систематизация имеющегося массива нормативных правовых актов, содержащего на сегодняшний день более 11 тысяч документов. Современная социально-политическая, экономическая и криминальная обстановка в стране, нормы международного права требуют применения более совершенных нормотворческих механизмов, поэтому в течение четырех лет планируется сократить правовую базу системы МВД России на четверть. Полностью исключить из оборота отдельные нормы, или целые подзаконные акты, которые к настоящему моменту развития общества являются разрозненными, дублирующими друг друга, отсылочными, где-то противоречащими, морально устаревшими.
В идеале необходимо конечно вообще отходить от динамики подзаконных нормативных актов и ориентироваться на законодательные правовые документы.
В разработке каких социально ориентированных законодательных актов федерального значения за последний год были активно задействованы специалисты Министерства?
- Определяя границы участия МВД России в правотворческом процессе, Министерство исходит из того, что в сфере правовых интересов должны быть учтены все области, каким-либо образом связанные с функционированием органов внутренних дел. И здесь мы работаем в тесной связи с другими департаментами МВД России.
Серьезным шагом в борьбе с преступлениями против личности, жизни и здоровья человека стало внесение изменений в статью 127.1 (торговля людьми) УК РФ. Новая редакция закона расширила сферу действия настоящей нормы и дала такую формулировку «торговля людьми», которая позволяет привлекать к ответственности за совершение акта купли-продажи человека и иных сделок с ним вне зависимости от наличия цели эксплуатации, а также ужесточает уголовную ответственность.
Впервые в России принят Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», позволяющий правоохранительным органам с помощью современных средств своевременно раскрывать и качественно расследовать преступления.
Кое-что пересмотрено в сфере дорожно-транспортных происшествий. Так, до февраля 2009 года санкции статьи 264 УК РФ были более чем либеральны по отношению к водителям, совершившим преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Безнаказанность, в свою очередь, предоставляла возможность безответственным лицам пренебрегать безопасностью правил дорожного движения, как в отношении себя самих, так и в отношении других участников процесса. Поэтому с целью предупреждения и сокращения числа ДТП, случившихся по вине нетрезвых водителей, в начале этого года в статью 264 УК РФ внесены изменения, в основу которых был заложен дифференцированный подход к применению уголовной ответственности в отношении них. Ужесточены низший и высший пределы наказания.
В виду того, что темпы развития рынка услуг по оказанию частной охранной и детективной помощи достигают 10% в год, большая работа была проведена по подготовке Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности». С принятием этого закона были существенно изменены Закон РФ » О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», законы «О милиции», «Об оружии» и «О противодействии терроризму», УК РФ, КоАп РФ, Налоговый кодекс РФ.
В настоящее время, в России де-юре предусмотрен контроль за некоторыми категориями лиц, имеющими судимость. Например, в ст. 50 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», ст. 19.24 КоАП РФ и положениях Уголовно-исправительного кодекса РФ, но, большинство действующих правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере административного надзора, являются бланкетными, при этом применяемая в России нормативная база не содержит четкого механизма реализации данного института.
В связи с этим сложилась ситуация, когда, с одной стороны, сохраняется значительный контингент ранее судимых лиц, а с другой отсутствует правовая основа предупредительной деятельности в отношении наиболее рецидивоопасной группы криминальной среды.
Возникший дисбаланс привел к необходимости систематизировать нормы права, регулирующие данную сферу правоотношений. И при активном участии МВД России был разработан проект федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в основу идеи которого заложено предотвращение повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц.
На сегодняшний день законопроект прошел в Государственной Думе Российской Федерации первое чтение и представлен ко второму.
Учитывая положения данного проекта нормативного акта, административный надзор не следует расценивать как продолжение наказания лицу, освобожденному из мест лишения свободы. Наоборот, поднадзорные лица законодательно наделяются как обязанностями, так и правами, а полномочия по систематическому наблюдению за ними возлагаются не на органы исполнения наказания, а на органы внутренних дел. Законопроектом также устанавливается четко регламентированный порядок осуществления административного надзора.
Следует отдельно подчеркнуть, что задача законопроекта не ущемить чьи-либо права, а оградить законопослушных граждан от преступных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество. Мы также надеемся, что в рамках исполнительного надзора можно будет более успешно адаптировать лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к нормальной, социально ориентированной жизни, помочь им встать на путь исправления и, по сути, не допустить их окончательного ухода в мир криминала.
Известно, что во многих регионах возобновилась практика привлечения гражданских лиц к охране общественного порядка. Временем доказано, что это даёт положительные результаты в противодействии уличной преступности, но на нормотворческом уровне всё ещё никак не урегулировано. Поэтому юристы Министерства приняли участие в разработке проекта федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Об участии граждан в охране общественного порядка, если можно поподробнее. Подобный опыт в истории нашего государства уже имеется. В одно время от услуг общественников правоохранителей отказались, сегодня же к этому обращаются вновь. Чем обусловлен возврат к пройденной практике?
- Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Общество подошло к тому рубежу, когда использование только уголовных, административно-правовых механизмов воздействия на правонарушителей не дает положительного результата. Сегодня официально руководством и работниками правоохранительной сферы признается дефицит возможностей и ресурсов у органов правопорядка. Почему так получилось? Дело в том, что за последние годы мы можем наблюдать рост преступности в области экстремизма и национализма, со стороны мигрантов участились случаи совершения грабежей, разбоев, краж сопряженные с насилием, либо само по себе насилие как цель совершения преступления. Не слабеет культ бандитизма среди беспризорной молодежи, в принципе среди молодежи, никак не снижается процент противоправных деяний, совершаемых нашими соотечественниками под воздействием алкоголя или наркотиков.
При этом общественная безопасность напрямую зависит от качества профилактических мероприятий, в том числе непосредственного участия граждан в охране правопорядка.
Подобная практика положительно функционирует за рубежом. В Германии – индивидуальное участие граждан, в Японии – коллективное участие в форме пунктов по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности, в США – формирование полицейского резерва, в Перу – сотрудничество с частными охранными организациями.
В нашей стране более чем в 50 субъектах Российской Федерации уже действуют нормативные акты, регулирующие вопросы участия граждан в охране общественного порядка. Но всё же в условиях отсутствия рамочного закона мы мало чего добьемся из запланированного комплекса решения задач.
А не получится так, что народные дружины станут средством борьбы с недовольными и несогласными, не станут ли они новым поводом для роста конфликтности среди населения? Не создастся ли возможности у милиционеров использовать ресурс дружины в своих интересах?
- Любая жизненная ситуации имеет свои плюсы и минусы, но всякая интересна с точки зрения анализа. Создавая данный законопроект, конечно, нужно ориентироваться на плюсовую сторону применения форм народной и казачьей дружин, безусловно, не забывая и о проценте погрешности реализации в будущем данного закона. Согласитесь, что эффективное функционирование любого нормативного акта зависит от общественного понимания необходимости соблюдения его норм.
Одно только присутствие на улицах общественных контролеров уже поставит тех или иных злоумышленников в положение выбора – совершать преступление или нет, тем самым процентов на 50 снизит вероятность открытого посягательства. В этом и заключается профилактика. В этом и кроется основная задумка совершенствования нормативной базы государства, регулирующей деятельность волонтеров.
И потом, не стоит заблуждаться. Народная дружина это не немое орудие какой-либо власти, а мобильный общественный контроль, направленный на борьбу с теми людьми, в том числе и недобросовестными сотрудниками органов внутренних дел, которые не хотят считаться с положениями законов, с неприкосновенностью человеческой жизни, здоровья и имущества. Которые свои корыстные и честолюбивые пристрастия ставят превыше человечности.
Валерий Васильевич, а Вы верите в то, что современные молодые люди готовы бесплатно нести тяжелое и опасное уличное дежурство?
- Как любил говорить П.А. Столыпин: «Убедить людей очень трудно, а переубедить невозможно», но я всё же верю! Дело в том, что плата эффективна не только тогда, когда выражена в финансовом эквиваленте. В нашем случае наградой за сознательность и усердие законопослушных граждан будет самое ценное, что есть у каждого из нас – спокойствие, защищенность наших детей, оберег имущества, спасение от нелепых смертей. В этом и заключается главное пересечение интересов всех граждан страны! Порой от непоправимой беды нас с вами отделяет одно мгновение судьбы, тот миг, который вопреки всем неписанным законам жизни может быть остановлен рукой человека, вовремя появившегося на пути преступника!
И потом законопроектом предусмотрены виды поощрений. Граждане, активно участвующие в охране правопорядка могут рассчитывать на такие поощрительные меры как объявление благодарности, награждение грамотой, ценным подарком или денежной премией. За особые заслуги граждане могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.
Поправки в закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», внесенные в ноябре текущего года Правительством РФ в Государственную Думу РФ – фантом, или они содержат положения ориентированные на реальную помощь людям, попавшим в беду?
- Более, чем реальную! По официальным данным в России ежегодно около 10 млн. человек выступают в рамках уголовного судопроизводства в качестве потерпевших и свидетелей по особо тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает от заинтересованных лиц угрозы личного характера и требования изменить показания в пользу обвиняемых. И это при том, что сам закон принят еще в 2004 году, а специальные отделы по защите свидетелей и в ФСБ и в МВД давно созданы.
Но практика показывает, что из-за плохой координации данной деятельности различными ведомствами, программа по защите свидетелей не работает должным образом, и многие из потерпевших просто не верят в эффективность государственной защиты и не обращаются в уполномоченные органы, боясь мести преступников.
Законопроект разработан в рамках госпрограммы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы». Им предусматривается порядок предоставления пострадавшим и потерпевшим нового дома или квартиры, конфиденциальность сведений. Выделение средств на покупку или аренду жилья, на личную охрану, охрану жилья и имущества, на приобретение спецсредств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, на временное помещение защищаемых лиц в безопасное место и даже на изменение внешности.
Контролировать распределение выделенных денег будут Минфин и Минэкономразвития России.
А как обстоят дела в борьбе с преступностью международного масштаба? Что нового на правовом поле межгосударственного уровня?
- За последний период список международных документов, которые составляют правовую основу борьбы с преступностью, основательно пополнился.
9 ноября 2009 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О ратификации Соглашения о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности».
В данном Соглашении устанавливаются основные принципы формирования и развития единой системы подготовки кадров, перечисленных в названии служб государств-членов ОДКБ по согласованным специальностям на особых факультетах (курсах в группах) в российских образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального, в том числе послевузовского образования, в которых осуществляется соответствующая подготовка кадров.
С октября 2008 года по июнь 2009 года был подписан ряд Соглашений о сотрудничестве межу МВД России и Республикой Казахстан, полицией Республики Армения, Черногорией, с МВД Туркменистана, Королевства Бахрейн, Украиной.
Ратифицированы Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, направленная на обеспечение неотвратимости наказания за их несоблюдение и Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, которым закреплены правовые основы международного сотрудничества в этой области.
В июне 2009 года в г. Ялта заключено международное Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел (полиции) государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере правового обеспечения.
Насколько четко очерчены в законе правовые пределы допустимого вмешательства сотрудников органов внутренних дел в экономическую сферу жизни страны?
- Довольно внятно, согласно принципу правового государства – зоны отрицания чрезмерного принуждения и бесконтрольной свободы человека, ибо первое воспитывает раба, а второе – разбойника.
Сегодня основные векторы социально-экономического развития России направлены на реализацию мер по ослаблению чрезмерного государственного контроля за хозяйственной деятельностью организаций. Вводятся упрощенные правила учета и отчетности, льготные налоговые условия, различные виды государственной поддержки.
На фоне либерализации нормативной правовой базы, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов, существенные изменения претерпела статья 11 закона «О милиции», некоторые положения КоАП и статья 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», включающие полномочия органов внутренних дел по контролю финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности организаций.
Согласно изменениям, внесенным в закон «О милиции» сотрудники органов внутренних дел теперь не могут проводить проверки, связанные с нарушением налогового законодательства по своему усмотрению даже при наличии достаточных оснований для этого, а только с налоговым органом и по его запросу. Исключение данной внепроцессуальной нормы вполне обоснованно, так как, ведущую роль по проведению проверки расчетов с бюджетом по налогам лучше доверить отраслевому ведомству, а так же исключить коррупционные возможности чиновников, имевших дублирующие полномочия.
При проведении оперативно — розыскных мероприятий и в рамках административного производства, должностные лица вправе изымать документы у предпринимателей, но только при условии того, что с бумаг будут изготовлены заверенные уполномоченным сотрудником копии и отданы лицу, у которого изымаются оригиналы. Все действия по изъятию в обязательном порядке должны быть зафиксированы в протоколе проведения проверочных мероприятий.
Главным условием совершенствования правового обеспечения какой-либо сферы деятельности людей, всегда была и есть его системность и взаимосвязь с принципиально новой стратегией социальной политики государства.
Поэтому справедливо будет отметить, что оперативно — розыскные мероприятия и административное производство из привычного формата, при котором предприниматель всегда был виноват перед властью, сегодня облекаются в форму диалога организации с правоохранительными органами, так сказать в форму выяснения истины в споре и исключают категоричность карательного характера данных процедур.
Организации, имеющие в распоряжении заверенные копии своих документов, а также соответствующую запись в протоколе об изъятии, теперь смогут руководствоваться ими при отстаивании своих прав и интересов, как в досудебном порядке, так и в судебном урегулировании споров.
Данный порядок проведения контрольных мероприятий научит и сотрудников милиции уважать гражданские права проверяемых организаций, четко знать и соблюдать свои должностные обязанности, и представителей предпринимательской среды доверять закону и власти. Что при грамотном соблюдении и исполнении законов может не только избавить граждан, занимающихся бизнесом от возможных проблем, но и существенно сократить поле для коррупции в нашей стране, а так же создать условия стабильности для ежедневного экономического взаимодействия человека, гражданина, организаций и учреждений.
Ежегодно к подразделениям системы МВД России предъявляется значительное число исков, что является процессом так же влияющим на стабильность экономики в стране. Каков сегодняшний механизм работы по этому направлению деятельности юридической службы?
- Это один из наиболее трудных участков нашей работы. Но, чем тяжелее задача, тем интереснее её решать! Здесь важен комплексный, системный подход, так как данная деятельность направлена на сбережение государственных средств.
Хочу заметить, что поставленная задача решается. Суммы сохраненных бюджетных денег ежегодно достигают миллиарды рублей. Но какими усилиями завоевываются эти результаты? Не буду скрывать, проблем много. Истоки их кроются в элементарном юридическом невежестве и бытующем в России правовом нигилизме.
Не все руководители должным образом соблюдают права и законные интересы сотрудников, а последние, в свою очередь, слабо осведомлены о своих обязанностях и правовых возможностях. Отсюда возникают недоверие, заблуждение, несправедливые претензии. Это замкнутый круг, движение которого можно остановить только комплексом последовательных мер по противодействию.
Именно о системном характере решения проблемы пренебрежения к праву часто говорит Президент Российской Федерации. Он считает, что формирование качественно новой правовой модели государства необходимо начать с укрепления авторитета права.
Сегодня руководство Министерства уделяет много внимания выработке превентивных мер по предупреждению имущественных претензий к органам и войскам, профилактике подачи исков сотрудниками к МВД России. Единая информационно-телекомуникационная система, ныне функционирующая в органах внутренних дел, как раз предназначена для повышения уровня правового просвещения, информирования и пропаганды.
Одним из основных видов деятельности сотрудников юридической службы системы МВД России является правовая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Усложнились ли задачи для юристов с необходимостью проведения еще и антикоррупционной экспертизы документов?
- Думаю, да, так как данный вид экспертизы – новый к тому же носящий дополнительно-обязательный характер. Правовые и организационные основы проведение экспертизы документов на коррупциогенность установлены Федеральным законом от 17 июля 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172 — ФЗ.
Вообще блок федеральных законов, направленных на противодействие коррупции, принимался в целях обеспечения соблюдения исполнительными органами государственной власти и должностными лицами своих обязанностей перед гражданами РФ, как это предусмотрено статьей 2 Конституции РФ, а также защиты прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, как это предусмотрено статьей 52 Конституции РФ.
В МВД России обязанность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов предусмотрена Правилами подготовки нормативных правовых документов в центральном аппарате.
В процессе такой экспертизы юристам правовых подразделений придется учитывать и выявлять те положения правовых актов, которые устанавливают для сотрудников системы МВД России и государственных служащих необоснованно широкие пределы усмотрения и предоставляют для них возможность исключения из общих правил. Либо создают неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Для этого лицо, проводящее антикоррупционную экспертизу, должно владеть знаниями о видах коррупционных факторов, которые подразделяются на три большие группы: факторы, связанные с реализацией полномочий органов внутренних дел; факторы, связанные с наличием правовых пробелов; факторы системного характера.
Но самое основное в процессе проведения антикоррупционной экспертизы это то, что проекты нормативных актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или устанавливающие правовой статус организации в обязательном порядке, еще до направления их в Правовой департамент МВД России, размещаются на официальном сайте разработчика для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Она, в свою очередь, производится в инициативном порядке юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России и рассматривается в течении 3-х недель.
Интернет это актуальное средство обратной связи населения с исполнительными органами государственной власти или его применение лишь видимость выполнения поручений Президента РФ, который требует активно использовать сеть?
- Во всех отношениях положительной признается практика функционирования официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти. Она позволяет оперативно отслеживать информацию о коррупционных проявлениях не только в положениях проектов НПА, но и в деятельности властных структур, принимать своевременно меры по их предотвращению и пресечению, в том числе, в отношении коррупционных практик, основанных на несовершенстве ведомственных нормативных актов.
Целесообразно было бы присовокупить к данному методу общественного контроля прием сообщений о фактах коррупции с помощью телефонов доверия, так как это позволит активизироваться гражданам, не имеющим возможности подключения к сети Интернет и не умеющим пользоваться компьютером.
Валерий Васильевич, выше Вы рассказали о юристах — специалистах Министерства, но современная юридическая служба органов внутренних дел это не только они, а хорошо развитая сеть юристов численностью более 5 тыс. человек. Каковы шансы быть замеченными у юрисконсультов, работающих на местах?
- Шансы даны всем. Особенно активным пользователям АИС «Мониторинг», куда вносятся данные об авторах диссертационных исследований, научных статей, монографий и публикаций. Эти специалисты в обязательном порядке будут включаться в рабочие группы по разработке того или иного нормативного акта. Сюда же, вне зависимости от того, в каком подразделении работает сотрудник, можно вносить инициативы по совершенствованию правовых документов.
Каждые два-три года под эгидой центрального аппарата проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди юрисконсультов региональных и территориальных подразделений.
В этом году конкурсный отбор проходил в мае-июле, в три этапа: региональный, окружной, Всероссийский (в Москве), и по четырем направлениям: по специальной, медицинской, огневой и физической подготовке.
Да, принято считать, что основное оружие юриста это авторучка, но я считаю, что человек, который умеет работать душой всегда стремится к большему и до идеала осваивает весь спектр необходимых навыков.
С правовой точки зрения конкурс интересен в рамках специальной подготовки. Здесь тестированием проверяется глубина знаний правовой базы деятельности подразделения соискателя, задаются практические испытания в области судебно-правовой процедуры и оцениваются способности участников к анализу и совершенствованию действующих законов сферы внутренних дел.
И еще одно, каждый сотрудник такой масштабной и жестко структурированной системы как правовая служба в органах внутренних дел должен помнить, что и в процессе осуществления полномочий и в рамках профессиональной подготовки в обязательном порядке необходимо повышать уровень мастерства юридической деятельности и степень технико-правового профессионализма. Для этого кадровыми службами для сотрудников организовываются первоначальное обучение, стажировки, переобучение, курсы повышения квалификации и другие образовательные мероприятия.
Главное не лениться.
Что Вы пожелаете своим коллегам в день профессионального праздника?
- И своим коллегам и всем представителям такой важной и сложной профессии я хочу напомнить, что метаморфозы и преобразования всех сфер жизнедеятельности планеты, касающихся активного участия в них человека всегда строились, строятся, и будут строиться на предписаниях определенных традиций, правил, законов. Иначе никак! Иначе будет всемирный хаос! Поэтому мы – юристы, выбрав ремесло служения закону, уже прошли полпути к достижению цели своего предназначения.
Но желанный выбор профессии — это только половина счастья, поэтому, памятуя о празднике, хочу также пожелать уважаемым коллегам, чтобы почтение к своей профессии всегда помогало стремиться к новым успехам, а нелепые случайности никогда не вынуждали бы перечить закону и противостоять своей совести. Желаю, чтобы любовь была центром отношений в вашей семье, взаимопонимание с родными стало традицией, терпение к близким – правилом, а порядочность отношений с коллегами и друзьями – нормой жизни. Именно в этом сокрыт залог внутренней гармонии и успешности каждого из нас!

Возврат к списку